banner

Мечеть Балянд

Опубликовано: 30.09.2018

Мечеть Балянд («Высокая») в юго-западной части города предельно проста по формам, но не менее богата по внутреннему убранству (рис. 5). Поставленная на высоком, облицованном камнем цоколе, с двухсторонним айваном на тонких колоннах, постройка производит впечатление стройности и собранности. Поверхность белых ганчевых стен айванов разбита штукатурными тягами; балки потолка покрыты расписными квадратными дощечками, чередующимися с выструганными «в елочку» валиками. Прямоугольное помещение декорировано изразцовой панелью; ее шестиугольные плитки, зеленые на восточной стене и темно-оиние на южной и северной, были расписаны растительным узором твореного золота; панель западной стены, обрамленный жгутиком михраб, и панно над мозаикой. Выше панели стена разбита на стрельчатые панно с росписью кундаль и завер- шаетсн таким же эпиграфическим фризом Расписной дощатый потолок с накладным геометрическим орнаментом и сталактитовым куполком-хаузаком посередине подвешен цепями к балкам перекрытия.

Эти два памятника доказывают что ма стера XVI в. не утратили секретов искусства и прекрасно владели техникой «кун- даль». В постройках второй половины XVI в. она уже не применялась. Форма купольных и плоскокровельных построек с двусторонним айваном характерна для квартальных мечетей XIX—XX вв. Очевидно, мечети Ходжа-Зайнеддин и Балянд были именно таким культовым центром богатых кварталов города. XVI в. характеризуется творческими исканиями в области культового зодчества, которые приводят, в частности, к созданию нового типа ханаки. Если прежде ядром данного типа сооружений была трапезная, то теперь основой плана становится мечеть. Этот композиционный центр обрастает худ- жрами, обращенными наружу, и принимает формы центрально-купольного здания. Ха- нака в Бехауддине близ Бухары первой половины XVI в. — прекрасный образец такой композиции Обеденные группы . Ее компактный, почти квадратный план построен на двух осях симметрии с четырьмя равноценными порталами (рис. 6). Здание интересно не только планом, но и смелой конструкцией купола на пересекающихся арках. Отделка его осталась незавершенной. Впоследствии ханака обрастает многочисленными постройками, включая караван-сарай, образующими живописный ансамбль с садом и хаузом. Сквозь наслоения могил старого кладбища ведет узкий проход, стенки которого облицованы плитами мрамора. Ханака с могилой святого привлекала издалека поток паломников.

Среди ансамблей «кош» неизвестно ни одного примера единовременной постройки. Разрыв во времени составляет десятки, а иногда сотни лет. Так, в ансамбле бухарской мечети Калян хронологический разрыв достигает по меньшей мере двух десятилетий, тогда как минарет возведен примерно на четыре столетия раньше. То же относится и к ансамблю Кош-медресе (рис. 7), расположенному в западной части города, на дороге от Регистана к воротам Ширга- рон. Здесь между фасадами нет площади, их разделяет лишь неширокая улица.

Все права защищены. © sitename
rss